Как шлифуют коленвалы

Как шлифуют коленвалы

Конструкция коленчатого вала с учетом его функционала относится к сложным узлам мотора. Его назначение – превратить возвратно-поступательный ход поршне-комплектов во вращательное движение. 

Со временем происходит истирание подшипников скольжения шатунного и коренного типа, и коленвал приходится подвергать шлифовке под ближайший ремонтный размер. 

Шлифовка коленвала – работа довольно сложная и ответственная, поэтому выполняется только опытными работниками на специальном оборудовании. Если шлифовка удалась, то форма частей подшипников скольжения снова становится цилиндрической. 

Для чего требуется шлифовать коленвал

Зачем нужна шлифовка коленвала? По мере истирания частей скользящего подшипника они изменяют свои размеры и форму, становясь овальными. В итоге люфт в них возрастает, что ведет к опасному снижению давления смазочной жидкости.

Износ шеек и вкладышей, помимо ухудшения смазки, вызывает стук и ударную нагрузку во время работы движка. Шатунные подшипники стучат резко, отчетливо слышимые на холостом ходу при перегазовке. Чтобы узнать, какой шатун стучит, по очереди отключают цилиндры с помощью свеч или форсунок. 

Коренные подшипники стучат глухо. Лучше прослушиваются на малых оборотах, если резко нажать на акселератор. При чрезмерном осевом зазоре возрастает резкость неравномерного стука.  

Если двигатель «застучал», то его нужно выключить и обратиться к специалистам. Они выполнят шлифовку и подберут нужные вкладыши. 

Задиры шеек

Задиры на поверхностях шеек коленвала часто являются следствием плохого функционирования смазочного контура мотора вследствие применения плохой смазки, езды на старом моторном масле, забитости масляных фильтров, слабого давления в смазочном контуре. Они также могут возникать при неэффективном функционировании охлаждающего контура мотора. Это ведет к его перегреву и разжижению масла, что ухудшает его смазочные свойства.

Этому еще может способствовать изношенность поршневых колец, которые перестают защищать масло от попадания в него топливной смеси и продуктов ее сгорания. В результате масло теряет свои свойства. Все это может привести к шлифовке коленчатого вала и замене вкладышей. Чтобы этого не делать, нужно регулярно следить за системой смазки, охлаждения, подачи топлива, вовремя менять фильтр-элементы, поршневые кольца и проверять чистоту масляной системы.

Установка диаметра и формы шеек

Чтобы снять коленвал с двигателя, его следует разобрать. Узел нужно подвергнуть тщательному осмотру. Наличие трещин исключается, на поверхностях, облегающих кромки сальника, невозможны забоины, царапины и риски.

Проверяя геометрию шеек, нужно иметь в виду, что они обычно имеют овальную форму. Для измерения биения используют индикатор часового типа:

  • посадочная поверхность, на которую насаживается ведущая шестерня маслонасоса, и коренные шейки должны иметь биение до 30 мкм;
  • посадка маховика допускает биение до 40 мкм;
  • величина биения посадки под шкив и поверхностей скольжения кромок сальников возможны до 50 мкм.

Коренные и шатунные шейки меряют прибором, который называется микрометр, в 2-х ортогональных плоскостях для выявления овальности. Шлифуют те шейки, величина износа или овальности которых, превышает 30 мкм и при наличии рисок и задиров. 

Шейки шлифуют до выхода на ближайший ремонтный размер: 250, 500, 750 и 1000 мкм при допустимом овале или конусе до 5 мкм. Толщина ремонтных вкладышей увеличивается на размер прошлифованной шейки.  

Отклонение оси отдельной шатунной шейки от плоскости, в которой лежат оси всех шеек, после завершения обработки не должна превышать ±350 мкм.     

Как шлифуют коленвал

Шлифуют коленчатый вал на специальном круглошлифовальном станке, который по стоимости доступен только специализированным мастерским. До начала работы самым ответственным делом является правильное выставление детали при постукивании и проверке с помощью индикаторного прибора.   

Стоимость

Цена определяется маркой авто и типом мотора. Для многоцилиндровых двигателей данная операция будет стоить дороже, чем для малоцилиндровых. Так, ремонт движка ВАЗ потребует намного меньше затрат, нежели восьмицилиндрового мотора. Только сама шлифовка стоит от 2,0 до 15 тыс. руб. и более.

Как увеличить ресурс коленвала

Данная операция относится к дорогостоящим работам. Недешево обойдется и разборка мотора для извлечения этого узла. Даже при срочном ремонте, машина несколько дней не сможет двигаться. Затем наступает время обкатки мотора. В этот период нельзя развивать большую скорость, перегружать авто и совершать резкие маневры.

Чтобы эту сложную и дорогостоящую работу выполнять как можно реже, следует, эксплуатируя автомобиль, придерживаться некоторых достаточно несложных установок:

  • быть осторожным и аккуратным в обращении с машиной, не допускать перегрузки и кипения охлаждающей жидкости в моторе;
  • не допускать нарушения графика замены моторного масла, масляного и воздушного фильтров, пользоваться только маслом, которое рекомендует изготовитель автомашины;
  • быть предельно осторожным при выборе многочисленных присадок для моторного масла;  
  • разборку двигателя при любом ремонте должны выполнять квалифицированные специалисты;  
  • постоянно следить за давлением в смазочной системе двигателя, обращать внимание, в каком состоянии находится моторное масло, какова температура охлаждающей жидкости и т. д.

Как видно, данные правила в состоянии соблюдать даже не слишком опытные автоводители. Но они при этом принесут немалую пользу: сэкономят достаточно много денег, сократят время простоя автомашины, заметно уменьшат текущие расходы и т. д. 

В автомастерской «Дизель-Моторс» шлифовка коленвалов выполнятся на самом высоком уровне. Здесь этой ответственной операцией занимаются профессионалы своего дела и на передовом оборудовании. Мы делаем все, чтобы качественная шлифовка коленвала обходилась нашим клиентам по минимуму.           

 

 

 

Санкт-Петербург,
дорога на Турухтанные острова,
д. 12

dieselmotors-spb@mail.ru