Повреждения ТНВД: признаки, определение, ремонт
Если на дизельном моторе неисправен топливный насос высокого давления, то у него ухудшаются мощностные показатели, падает топливная экономичность, затрудняется пуск, повышается шумность, появляется дымный выхлоп отработанных газов и др. Обычно поломку ТНВД вызывает влага, попавшая в плунжерные пары, их износ, уплотнительные кольца, потерявшие целостность, повреждения датчика или его соединений (в моторах с электронным блокомуправления – ЭБУ) и др. Надежней диагностировать насос в автосервисе, оборудованном специальными стендами, но простые проверки ТНВД может выполнить и автовладелец.
Как проявляются дефекты ТНВД
Эти сложно устроенные агрегаты различных типов, принципа функционирования и конструкции, тем не менее, свои повреждения проявляют схожим образом:
- повышенным расходом горючего на всех режимах функционирования мотора;
- непостоянством работы мотора, в особенности на режимах малых оборотов;
- затруднительным пуском и более всего в сезон зимних холодов;
- потерей мощности мотора и динамических качеств автомобиля;
- более дымным выхлопом отработанных газов;
- потерей агрегатом своей герметичности;
- присутствием в охлаждающей жидкости масляной эмульсии;
- повышенной шумностью работающего двигателя и т. д.
Еще плунжерные пары проявляют свое повреждение тем, что иногда горячий мотор вдруг глохнет, если обороты были невысокими. Причем двигатель после этого очень трудно запустить. Нужно ждать его остывания, для чего понадобится довольно продолжительное время.«На холодную» же движок запускается очень легко.
Самые частые поломки ТНВД
Чаще всего поломки в этих агрегатах связаны с такими его узлами и частями:
- Плунжерными парами.Изнашиваясь, они взывают неустойчивость в работе силовой установки при медленном вращении коленвала, повышают расход горючего и снижают компрессию. Поврежденная плунжерная пара приводит к заметному перегреву подшипников.
- Производственным браком. Им чаще подвержены недорогие агрегаты. Брак проявляется в виде трещин на корпусе насоса, дефектами подшипников, плохим ходом плунжера во втулке.
- Износом подшипников. Их износ обычно связан с критическим сокращением срока эксплуатации или заводской недоделкой, что отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках ТНВД, ведет к перегреву подшипников и уменьшению их срока службы.
- Заклиниванием плунжера во втулке. Эта поломка относится к очень опасной и приводит к дефекту зубчатых реек, кулачковых валов, шестерен, регуляторов и др.Часто к заклиниванию ведет вода, попавшая внутрь плунжерных пар.
- Износом частей ТНВД. Это может происходить естественно по мере увеличения километража автомобиля или попаданием в них воды. Она смывает масляную защиту с деталей, что ведет к заметному снижению срока службы и ТНВД , и его узлов.
- Окислением плунжерных пар. Пятна ржавчины вызываются больше всего присутствием воды в дизтопливе.
- Разгерметизацией насоса. Причиной этого является повреждение уплотнительных колец агрегата и прочих уплотнений. Когда происходит разгерметизация, насос испытывает большие нагрузки, и это приводит, наряду со снижением срокаэксплуатации, к отмеченным повреждениям.
- Неправильным функционированием клапана опережения впрыска. Он сегодня имеется почти на всех типах дизелей с Коммон Рейл, что повышает КПД мотора и снижает расход горючего.
- Повреждениями пружин для возвращения плунжеров. Когда это происходит с одним витком, то это можно назвать частичной поломкой, при которой работа секции будет происходить при низком КПД. Если повреждаются несколько витков, то секцию можно считать окончательно поломанной. Когда в нагнетательном клапане снижается жесткость пружины, ее нужно поменять на новую.
- Затруднениями в перемещении топливной рейки. Этот дефект относится к очень опасным, при которой двигатель может пойти «вразнос».
Как установить повреждения ТНВД
Для точной диагностики ТНВД существуют профессиональные стенды, предназначенные для этих целей. С их помощью можно проверить узлы и обнаружить следующие неполадки:
- Присутствие влаги в плунжерах и втулках. С этой целью снимается ремень, соединяющий газораспределительный механизм (ГРМ) с насосом, и медленно прокручивают шкив. Если его вращение требует периодически-переменного усилия, то это верный сигнал того, что вода отсутствует. При тугом вращении или его невозможности, велика вероятность того, что внутри находится вода
- Давление, создаваемое плунжерной парой. Для этой цели существуют различные тестеры. Если их нет в наличии, то поможет манометр, с помощью которого можно измерять давления более 300 бар.
- Командные датчики. В устройствах Common Rail под управлением ЭБУ, могут отказать датчики вместе с соединительными проводами. Тогда сигнал может включить значок Check Engine на щитке приборов. Следует сканером произвести считку ошибки, установить ее код и сделать расшифровку. Затем на основе полученных сведений принять алгоритм ремонта.
- Топливная негерметичность. При подтекании топлива непосредственно из насоса сигнализирует о том, что изношены уплотнительные кольца. Чтобы убедиться в этом полностью, запускается мотор и покачивается ось рычага ТНВД. При повреждении уплотнительного кольца оно будет пропускать дизтопливо. Источником течи могут быть места, где установлены плунжерные пары. Для их диагностирования потребуется демонтировать насос.
- Отсечной клапан насоса. Для проверки его герметичности дефектную секцию изолируют, отворачивая магистраль высокого давления, рейку ставят на выключение подачи и ручной помпой подкачкисоздают избыток напора в магистрали топливоподачи. Тогда при поврежденном клапане из отверстия нажимного штуцера будет вытекать горючее.
- Заклинивание рейки. Чтобы проверить, не прикипела ли рейка, следует вначале рычаг регулятора и скобу останова отделить от тяг. Затем рейка передвигается в крайнюю точку и при ее перемещении определяется этот дефект.
- Заморозка насоса. Такое состояние требует его снятия и отогрев помещении с плюсовой температурой. После его оттаивания, когда у рейки появится подвижность, он разбирается, сливается масло и промывается качественным дизтопливом. Затем в него заливают чистое масло и вновь монтируют на двигатель.
Ремонт ТНВД
Алгоритм устранения той или иной неисправности насоса определяется типом агрегата и от чего возникло повреждение. Наиболее часто при ремонте производится:
- замена плунжерных пар, для чего существует специальный стенд. В некоторых ситуациях при этом требуется демонтировать насос;
- заедание рейки.Самостоятельно отремонтировать данную поломку практически невозможно. В этом случае насос надо снять и отнести в автосервис к мотористу;
- проведение профилактических мероприятий, некоторые из них под силу даже самому водителю.
Любые ТНВД, начиная от простейших механических однорядных, и заканчивая самыми сложными с электронным управлением, можно оперативно, качественного и недорого продиагностировать, обслужить, заменить не исправные детали и отремонтировать ТНВД в автосервисе Дизель-Моторс.