Все о расточке блока цилиндров авто: понятие, признаки, процесс, особенности

Все о расточке блока цилиндров авто: понятие, признаки, процесс, особенности

Растачивать или не растачивать блоки цилиндров? Для старой машины это не актуально, т. к. даже замена мотора обойдется недорого. Но если машина новая, типа BMW 6-й серии семи-девяти лет, то блоки на них очень дорогие.

По цене контрактный узел потянет на 240 000 руб., а с поршнями – 400 000. У официального представителя он будет стоить до 10 000 евро. Поэтому расточка блока цилиндров может стать выгодной альтернативой.

Когда и почему нужно проводить расточку

Она обычно связана с тюнингом или ремонтом. Под тюнинг или форсирование мотора подходят не все модели. Положим, поршни на 80 мм, растачиваем и ставим на 82 мм. Мощность должна прибавиться, но для этого нужно модернизировать систему подачи воздуха, газораспределения, топливоподачу и выхлоп.

Иногда можно обойтись подбором длинных шатунов и заменой гильз под расточку блока. Во время ремонта, задача которого восстановить двигатель, применяются такие же операции. 

Ремонт цилиндров нужен в трех случаях:

  1. При искажении первичной геометрии формы.
  2. Изменении диаметров.
  3. Образовании раковин, заусенцев, задиров, рисок.

Кольца, постоянно трущие зеркало цилиндров, особенно на машинах с большим пробегом, преобразуют форму гильз, превращая их в эллипсы или конусы. Визуально это трудно заметить, но показания микрометрического прибора точно укажут износ.

Выработки и овальности проявляются:

  1. Снижением компрессионных показателей.
  2. Увеличение расхода масла.
  3. Попаданием на электроды свечей смазки.
  4. Синеватым выхлопом.    

Все эти проблемы решаются расточкой блоков, установкой ремкомплекта, представленного ремонтными кольцами и поршнями. Чем дольше эксплуатируется машина, тем стакан растет в диаметре. Однако он не может расти бесконечно. Подбором комплектующих, подходящих по размеру к ранее проведенной расточке блока, можно исправить погрешности диаметров.

Механически изнашивается и зеркало цилиндров вместе с поршнями и кольцами. На них видны вертикальные задиры или риски. Обычно по завершении расточки выполняют хонингование. Она заключается в полировке гильзы специальными абразивами, чтобы получить микроскопические поперечные канавки.  

Расточная процедура

Для мастера, на счету которого десятки, а лучше сотни расточенных блоков, в этой работе нет секретов. Также проводить эту операцию лучше на точном современном расточном оборудовании.

Хонинговальная техника бывает специализированной или совмещенной с расточной. В последнем случае достаточно лишь замены рабочей головки. Операции хонингования предшествует расточка, которую иногда заменяют хонингованием.

Расточные станки относятся к:

  • вертикально-расточным, наиболее распространенным;
  • координатно-расточным с точным позиционированием и выбором фрезеровочного функционала за счет электроники. Из-за дороговизны они доступны крупным автосервисам;
  • горизонтально-расточным, переделанным из фрезерных станков, применяются нечасто, т. к. не обеспечивают высокой точности.  

Опытный мастер начинает работу по расточке блока с ручных измерений или измерительными приборами, закрепленными на шпинделе, на блоке, установленном на станине. Здесь нельзя экономить время и спешить. 

Нужная расточка получится только тогда, когда правильно установлен блок на станине по отношению к шпинделю, а также вертикали и горизонтали. Погрешности ведут к не соосности и отсутствию перпендикулярности. Такой блок при эксплуатации быстро износится.  

Затем мастер прибегает к различным восстановительным действиям. Он не допустит выхода размеров за пределы допустимых погрешностей. Расточку гильзы можно провести быстро. 

За расточкой идет операция по набивке зеркала, когда стакану придают зеркальный блеск. Хонингование идет за набивкой зеркала или даже заменяет ее. Считается, что хонингование помогает лучшему притиранию колец к цилиндрам.   

Допустимость и запрет расточки

Не все современные блоки могут подвергаться расточке. Это зависит от материала и их устройства: 

  • чугун;
  • моноблок;
  • гильзованные;
  • сухие на легковых авто;
  • мокрые (спецтехника и коммерческий транспорт);
  • воздушное охлаждение (строительная техника).    

Наиболее известна расточка блоков из чугуна, как гильзованных, так и моноблоков. Правда, в них нечасто ставят стальные гильзы из-за разницы теплового расширения. Исключением служат машины Isuzu, на которых установлены стальные гильзы, служащие расходным материалом. 

О блоках и моноблоках из алюминия

Фирмой Mahle разработана сложная химическая процедура для нанесения на цилиндры кремниевого покрытия толщиной 1500-2000 мкм. Его можно растачивать на 500-1000 мкм или гильзовать деталями из алюминия. При большом износе расточка исключается. Этими блоками оснащены моторы немецких автомобилей и некоторые японские марки.

Часто моноблоки на автомобилях BMW имеют неглубокий внутренний слой из микста на основе никеля и кремниевого карбида. Эти блоки нельзя отремонтировать, т. е. к ним не найти ремкомплектов.

Сухие гильзы из чугуна, стоящие в основном на машинах из Японии, некоторых из Швеции и Англии, без ограничений подлежат ремонту, т. к. толщина стенок гильз составляет 2000-3000 мкм. На них с расточкой на 1000 мкм можно устанавливать ремкомплект, выпускаемый официальным производителем.  

В заключении

Если замечены признаки износа блока цилиндров, не стоит спешить с разборкой двигателя. Лучше проконсультироваться и, возможно, решить возникшие проблемы без разборки. Когда же дело идет к расточке, то даже в отменных автосервисах, необходимо найти профессионала без ошибок.

Стоимость расточки колеблется в пределах 5 000 рублей. Однако, если мастер гарантирует все сделать точно и аккуратно, то и 10 000 рублей не жалко. 

В автосервисе «Дизель-Моторс» растачивают блоки цилиндров на все типы существующих двигателей. Мы эту услугу выполняем качественно, оперативно и недорого, так как у нас имеется современное оборудование и работают опытные мастера.            

 

Санкт-Петербург,
дорога на Турухтанные острова,
д. 12

dieselmotors-spb@mail.ru